般若波羅蜜多心經, санскр. «Махапраджняпарамита хридая-сутра» («Сутра сердца праджняпарамиты»), сокр. «Хридая-сутра». Небольшая по объему, эта сутра является одним из важнейших текстов
буддизма махаяны (
да шэн). Она относится к классу т.н. праджняпарамитских сутр (см.
Божэ боломидо), т.е. канонических текстов, повествующих о высшей интуитивной премудрости, совершенном понимании, переводящем на «другой берег» существования, т.е. в нирвану (см.
Непань). Данная сутра представляет собой квинтэссенцию учения о «запредельной премудрости», краткое и сжатое изложением его сути, сердцевины, сердца (отсюда ее название).
Как и всякая праджняпарамитская сутра, она не просто излагает определенную доктрину, но стремится породить в изучающем ее человеке особое, высшее состояние сознания — непосредственного переживания, видения реальности как она есть. Это состояние и есть праджняпарамита, «запредельная премудрость». Сутра, как и разработанное на основе праджняпарамитских текстов филос. учение мадхьямики/шуньявады, называет эту реальность шуньятой (пустотой, кит.
кун [1]) — неописуемой и невыразимой в категориях и понятиях (к-рые суть ментальные конструкты) реальностью.
Сутра однозначно в своеобразной «шоковой» манере провозглашает условность и относительность фундаментальных положений раннебуддийского учения тхеравады/хинаяны (
сяо шэн), ставших ко времени ее создания буквально святыми для всех буддистов, и их неприменимость к истинной реальности как она есть. Парадоксальность «Сутры сердца праджняпарамиты» выражается кощунственным для традиционалиста-хинаяниста отрицанием реальности «четырех благородных истин» (санскр. чатур арья сатьяни, кит. сы шэн/чжэнь ди, см.
сы ди): «нет ни страдания, ни причины страдания, ни прекращения страдания, ни пути»), звеньев цепи причинно-зависимого происхождения (санскр. пратитья-самутпада, кит. юань ци/юань шэн) — все они «пусты», «бессамостны» и т.п.
С т.з. этой истины (санскр. парамартха-сатья) все элементы психики изначально упокоены и пребывают в нирване, а все живые существа уже здесь и теперь являются буддами: сансара (круговорот рождений — смертей, кит.
лунь хуй) и нирвана суть одно и то же. Усмотрение различий между ними — плод заблуждения, впрочем, тоже пустого и иллюзорного, лишенного своей собственной природы.
«Сутра сердца праджняпарамиты» является одной из наиболее популярных и почитаемых сутр дальневост. махаяны, особенно
чань-цзун (япон. дзэн, см.
чань школа,
чань-сюэ).
Источники:
Сутра сердца праджня-парамиты / Пер. с кит. Е.А. Торчинова // Буддизм в переводах. Вып. 2. СПб., 1993.
Литература:
Ермаков М.Е. Мир китайского буддизма. СПб., 1995;
Лепехов С.Ю. Идеи шуньявады в коротких сутрах Праджняпарамиты // Психологические аспекты буддизма. Новосибирск, 1991;
Терентьев А.А. «Сутра сердца праджняпарамиты» и ее место в истории буддийской философии // Буддизм: история и культура. М., 1989;
Торчинов Е.А. Введение в буддологию. М., 2000.
По материалам Е.А. Торчинова Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 390.